понедельник, 4 ноября 2019 г.

Женщина и искусство



Предыдущий пост «Женщина, дом, работа» как всколыхнулся волнами в сонном виртуальном пространстве, так и потянул за собой еще одна волну.
Попалась мне, дорогие мои, статья на очень интересную тему несозданных женщинами мировых шедевров из-за того, что их всю жизнь угнетают мужчины, которые эти самые шедевры создают. Кому интересно, можете ознакомиться с первоисточником тут:

Статья и вправду толковая. Если бы вы знали, как я всецело, повинуясь первому душевному порыву, готова была обнять автора. Между прочим, она – обладатель Пулитцеровской премии, а это вам – не побасенки в блогах сочинять))
Вещи, которые меня задевают за живое, я стараюсь читать несколько раз, обдумывать, если получается – проговаривать с теми, кто, как говорится, в теме. Порой мысли, к которым прихожу после размышлений, отличаются от тех, которые появились вначале.
Если вкратце, то смысл статьи примерно в следующем. За каждым талантливым мужчиной – научным работником, композитором, писателем и прочая – в его тени стоит женщина, которая следила за его домом, воспитывала его детей, готовила-стирала-убирала, всячески поддерживала, а часто и терпела выходки гнусного тирана (поскольку гении – они люди… специфичные, хм-м…). Многие талантливые мужчины женились на талантливых же женщинах, но после замужества их жены зарывали в землю свой талант, пропадая в домашней работе, детях, уходе за старшими родственниками, становясь практически бесплатной и бесправной прислугой.
Даже в наше время ситуация такова, что женщины, работающие на одних и тех же работах с мужчинами (научные работники, преподаватели вузов, например), распыляются и не могут сделать что-то свое, потому что женщин намного больше нагружают бесплатной организационной и методической работой, всякими мероприятиями, активностями и прочей лабудой, в то время, как их коллеги-мужчины имеют достаточно времени, чтобы творить что-то свое, продвигать свои идеи, проводить свои исследования. И речь в статье идет, к слову, не о наших пенатах, а о развитых странах мира.
Вопреки негодованию и революционным порывам, которые возникают, едва дочитаешь статью, действительность, с моей точки зрения, выглядит немного иначе. Не будем сейчас вспоминать угнетенную Марту Фрейд, которая для мужа выдавливала зубную пасту, или Альму Малер, которую ее муж-композитор подзывал к себе свистком… Вспомню о том, что заставляет мириться женщин даже развитых стран с этой самой «домашней работой», с этой «распыленностью» по куче дел, с этой творческой нереализованностью…
Это называется «прошивка», дорогие дамы. Вот есть психика, и она так работает. Если ее поменять на мужскую, получится либо «баба комбат», либо нечто трансгендерное. Мужчина физически не может рожать, не может сам успевать готовить-стирать-убирать и при этом не только воспитывать, но и развивать детей, и уж конечно, при всем этом он не способен думать о подсвечниках, салфетках, полотенчиках в цвет плитки в ванной, сезонных декоративных подушках и прочем. Мужчины могут и должны делать совершенно другие вещи, за которые мы их ценим.


Во-от! Вот та заноза, которая сидит почти в каждой из нас. И во мне тоже. Мы не ценим того, что мы делаем. Мы не ценим того, что нам дала природа. Мы постоянно доказываем мужчинам, что мы что-то значим, что мы – лучше других, что надо выбрать нас, что все, что мы готовы продуцировать, - это так, ерунда какая-то. И я в этом грешна, дорогие мои, сознаюсь честно. Я откладываю книги, потому что, как одна из упомянутых в статье женщин, считаю, что «натертые полы важнее, чем мои стихи». У меня – не натирка полов и не стихи, но очень недалеко от этого. Моя организация времени страдает, потому что у меня в сутках есть примерно 3,5 часа, пока дочки в школе. За это время нужно убрать, постирать, приготовить еду (как минимум, обед и полдник, часто – еще и ужин). С двумя детьми нужно проработать уроки (кто не в курсе, двое детей – это на-амного больше, чем один ребенок). Я не делаю уроки с девчатами, но проверяю, объясняю, часто вместе учим стихи или делаем творческие задания – а «домашки» у них частенько разные, по вариантам. Третий ребенок, слава богам, делает все сам, но если с ним какие-то «терки», то это покруче, нежели воспитывать третьеклашек. Кроме того, девчат надо отвести на музыку или танцы, этой самой музыкой позаниматься еще дома, почти каждый день. Уборка-стирка-готовка на 5 человек при незаконченном ремонте и нехватке банально мест для хранения… кто пережил, тот поймет. Продленки в нормальном понимании этого слова у нас нет (для тех, кто сразу вспомнил о продленке), да и я против нее. Не понимаю, вот честно, не понимаю, зачем рожать ребенка, чтобы отправлять его на целый день в детсад, на целый день в школу с продленкой. Скидывать на бабушку, если она есть в зоне доступа, опять же. Как-то лицемерно звучит, когда мне говорят: «я люблю своего ребенка или своих детей, при этом я вижу их два часа перед сном и час утром, пока все собираются куда-то уходить».
Творить ночью? Не вариант. Если не спать хотя бы свой «прожиточный минимум», это очень быстро разрушает организм – в моем далеко не юном возрасте.
Я согласна, есть случаи, когда нужно работать, чтобы прокормиться. Если женщина одинока, нет помощи ниоткуда, тогда просто нет выхода. Но я не рассматриваю сейчас подобные случаи. Я говорю о тех случаях, когда женщина работает, потому что хочет шикарно одеться, поехать за границу, погулять в ночном клубе, купить то, что не является предметом не то, что первой, но даже третьей необходимости, вроде книжного шкафа.
Писала об искусстве, а закончила опять домом? Да, дорогие дамы, все сводится к нему. Потому что сейчас, когда я не работаю, у меня, несмотря даже на такой график, все же есть хоть небольшая возможность творить и уже есть первые, хотя и весьма скромные результаты. Пока я работала на официальной работе, тем более, преподавательской (со всеми вытекающими), мои черновики так и валялись в ящике стола в виде разрозненных фантазий. Сейчас у меня есть время для самообразования в сфере писательства, для эзотерики, для ухода за собой. Его крохи – этого времени, но оно есть. Раньше, когда я была солидной дамой, с работой, с одним ребенком, - как многие, у меня этого времени – на себя, на свое творчество, на свое развитие – не было.
Вы скажете, есть куча домохозяек, которые ничего не успевают, ничего не творят, сидят в кастрюлях и сериалах и выбираются на улицу – только маникюр сделать да свитерок купить – себе или кому-то из домашних. А я вам скажу странное: а что в этом плохого? Неужели вы хотите сказать, что нестарый еще мужчина, который сидит на проходной завода, таким уж интеллектуальным делом занят? Такой уж он самореализованный? И маляр? И электрик? И тот же менеджер в фирме, который на самом деле – бегун и звонильщик по телефону?
Никого не хочу обидеть, наоборот, уважая мужскую работу, хочу напомнить и себе и вам об уважении к работе женской. Какой бы она ни была. Не надо «все выше и выше, и выше»! Остановитесь, дорогие мои! Вы уже молодец! Вы уже такая, какой вас сотворила Мать-Природа и сделали вы сами, ваша семья и ваше общество! Хватит бежать! Хватит пытаться творить, переделав тысячу и одно дело на работе, потом – дома, потом – еще где-то! Ваша жизнь – уже творчество! Если вы хотите творить, сначала переделав все дела рабочие, потом – домашние, я могу вас расстроить – не хватит у вас творческих сил. Если ради чего-то пожертвуете семьей… не буду повторяться, я неоднократно писала об этом.
Мне жаль, что я поняла это только недавно. И очень хорошо, что я же поняла это наконец-то. Потому что вслед за этим приходит понимание: жизнь – не университет, в котором мне непременно нужно сдать сессию от такого-то числа до такого-то. Ничего не случится, если я об этом подумаю завтра, а сделаю послезавтра. Ничего не случится, если я что-то вообще не сделаю, - не успею сделать маникюр или испечь пирог, или даже написать книгу. Потому что я – женщина. Я умею ждать. Дети растут, несколько лет - и сын морщится, когда напоминаю ему надеть куртку или шапку. Ему уже настолько мама не нужна, он уже готов к другой жизни. И мне сейчас жаль тех мам, которые спохватываются лет в 13-14, а то и позже, что ребенка хорошо бы воспитать, а то он «не такой». Сразу возникает вопрос: а где ты, мать, была, когда твоему ребенку было 2, 3, 5, 7, даже 10 лет? Что было для тебя важнее, чем твой ребенок (я сейчас не говорю о муже – недолюбленный и недоухоженный муж – совсем другая история, заслуживающая отдельного поста)?
Кто-то напишет, что я пропагандирую сидение дома. Не совсем. Я пропагандирую то самое, о чем, только другими словами, написала автор статьи, о которой я вспоминала выше. Женщина – по сути своей – Творец. И неважно, что она творит – вкусный пирог или симфонию для оркестра, она должна оставаться женщиной – любимой, любящей, открытой, страстно влюбленной в свою жизнь.
Дорогие мои, что для вас важнее этого? Тридцать пятая помада? Модная юбка? Поездка куда-то, чтобы сделать селфи на фоне каких-нибудь руин? Золото-бриллианты?
Все это кажется ценным, статусным, интересным сейчас. Но останется ли оно таким спустя пять или десять лет? Оцените ли вы, сидя в одиночестве на пенсии, свою фотку в тридцать на фоне Нотр-Дама или римских развалин? На что уходит ваша жизнь?
Возвращаясь к ненаписанным шедеврам измученных бытом и мужьями творческих женщин. Судить прошлое – глупое занятие, его уже не изменишь. Но что мешает нам творить сейчас? Почему женщина выбирает подчиняться деспоту-мужу или просто нормальному мужу, который скажет «не забивай себе голову глупостями»? Почему она не скажет, что хочет творить, что это важно, ждет депрессии или потихоньку спивается «кофе с коньячком» по поводу и без повода?
Есть еще одна причина, дорогие мои. В каждом деле есть этап «новичкам везет». Это когда у тебя получается первый свитер, пишется первая или несколько первых книг, или еще что-нибудь. И ты вся такая, в эйфории: я – наконец-то, мастер (писатель, кондитер, музыкант – да кто угодно)! А после него ожидаемо начинается этап, когда надо поработать намного больше, чем вначале. Потому что одно дело связать свитер для себя и совсем другое – на продажу для чужого человека. То, что простят автору-новичку, раздражает, если видишь, что у человека уже несколько книг. И так далее. Между прочим, многие мужчины это прекрасно понимают, более того, для них это – в порядке вещей: погрузиться в ремесло, наращивать обороты, немного потерпеть переходной этап. Но почти все мои знакомые женщины сдуваются, как только приходит время «с удовольствием поработать», причем независимо от того, чем именно надо заниматься. Вымыть пол – аццкая работа. С детьми сделать уроки – наказание. Еду приготовить – ужос-ужос (это в наше-то время духовок, мультиварок и прочей кухонной «начинки»), я вам – не крестьянка крепостная, жрите макароны! Куда говорить о книге, о музыке, о стихах, даже о ведении блога, подборке интересных материалов на любую тему.
Скажите мне, дорогие мои, какую работу вы готовы делать с удовольствием? Почему домашняя работа, которая не требует ни одного учебника, кроме кулинарной книги по праздникам и инструкций к бытовой технике в день покупки, вызывает такую ненависть, такой ужас, как минимум – раздражение и повод поныть? За что женщины, те самые исконные хранительницы домашнего очага стали ненавидеть этот самый очаг? Уборка забирает много времени? Есть куча рецептов, как навести порядок в доме. Но дело ведь не в них, а в том, что в сердце. С одной стороны – влачить жалкое существование, когда стихи разрывают душу, а женщина пашет на работе, дома, на даче, помогает родителям, потому что больше некому, и потом ненавидящим взглядом смотрит на всех. С другой – какая-то странная жалость к себе, когда закинуть одежду в стиралку, суп в мультиварку, а посуду – в посудомоечную машину – это уже «напахалась, как лошадь». И да, никто не может принудить вас насильно гладить мужу рубашки, если вы ненавидите глажку и больше ничего в жизни не гладите. Честно))

P.S. Ну и, в качестве постскриптума, не могу удержаться от эзотерического. Меня смешат девушки-ролевички, играющие в независимых ото всех и вся ведьм, живущие даже в своей квартире, как в общаге, и свято верящие, что их юность продлится, как минимум, до сорока. Ведьма, дорогие дамы, - это не «шанели», не дорогие шмотки и машины, не разрез до края чулка. Ведьма – это книги, это вечные ступка с пестиком и котел (та же кастрюля, да), это метла – метущая-выметающая (тот же пылесос, ага), это очищенная вода, заговоренная с шепотком да с молитвой, это испеченный своими руками хлеб, куском которого наедаешься на полдня. В качестве заклинаний есть волшебные печки-духовки и кастрюли-мультиварки, посудомоечные машины и роботы-пылесосы - такая магия и не снилась нашим бабушкам))
Ведьма - это тихая песня – не напоказ, а потому, что так правильно – «а как же иначе?»; это страсть в глазах, а не в доступном теле - будь ты хоть в паранджу замотана, тебя заметят и запомнят. Не бывает настоящей ведьмы без Дома, не бывает ведьмы, для которой ее домашний очаг не является святыней и крепостью. Не бывает ведьмы без искусства – каким бы оно ни было. Хоть стихи классиков читать, хоть на дуде играть – чего душа просит. Не бывает ведьмы без творчества – хоть книги пиши, хоть смешбуки клей.
А если заменить слово «ведьма» на слова «творческая женщина» - изменится ли что-то? Для меня – нет. Потому что, глядя в одинокие глаза побитой собаки, которые наблюдаю у «звездных» дам, как говорится, состоявшихся в жизни, - я не хочу такой доли ни себе, ни своим дочкам. Потому что я счастлива, наконец-то найдя свое понимание истинных ценностей. Потому что, если я решила творить – я нахожу на это время. Попробуйте творить что-то, что вам по душе, хотя бы час-полтора в день, совершенствуясь и получая ни с чем не сравнимое удовольствие и от процесса, и от результата, и вы поймете, что этот час, на самом деле, - большой кусочище времени, это удовольствие – сродни самому дорогому и изысканному чему-то, а энергия, которой вы наполняетесь, едва капающая вначале, постепенно превратится в большой и сильный поток самой настоящей магии. Женской магии.

Ваша Alkirija



Комментариев нет:

Отправить комментарий