Предыдущий пост «Женщина, дом, работа» как
всколыхнулся волнами в сонном виртуальном пространстве, так и потянул за собой
еще одна волну.
Попалась мне, дорогие мои, статья на очень
интересную тему несозданных женщинами мировых шедевров из-за того, что их всю
жизнь угнетают мужчины, которые эти самые шедевры создают. Кому интересно,
можете ознакомиться с первоисточником тут:
Статья и вправду толковая. Если бы вы знали,
как я всецело, повинуясь первому душевному порыву, готова была обнять автора. Между
прочим, она – обладатель Пулитцеровской премии, а это вам – не побасенки в
блогах сочинять))
Вещи, которые меня задевают за живое, я
стараюсь читать несколько раз, обдумывать, если получается – проговаривать с
теми, кто, как говорится, в теме. Порой мысли, к которым прихожу после размышлений,
отличаются от тех, которые появились вначале.
Если вкратце, то смысл статьи примерно в
следующем. За каждым талантливым мужчиной – научным работником, композитором,
писателем и прочая – в его тени стоит женщина, которая следила за его домом,
воспитывала его детей, готовила-стирала-убирала, всячески поддерживала, а часто
и терпела выходки гнусного тирана (поскольку гении – они люди… специфичные,
хм-м…). Многие талантливые мужчины женились на талантливых же женщинах, но
после замужества их жены зарывали в землю свой талант, пропадая в домашней
работе, детях, уходе за старшими родственниками, становясь практически
бесплатной и бесправной прислугой.
Даже в наше время ситуация такова, что женщины,
работающие на одних и тех же работах с мужчинами (научные работники,
преподаватели вузов, например), распыляются и не могут сделать что-то свое,
потому что женщин намного больше нагружают бесплатной организационной и
методической работой, всякими мероприятиями, активностями и прочей лабудой, в
то время, как их коллеги-мужчины имеют достаточно времени, чтобы творить что-то
свое, продвигать свои идеи, проводить свои исследования. И речь в статье идет,
к слову, не о наших пенатах, а о развитых странах мира.
Вопреки негодованию и революционным порывам,
которые возникают, едва дочитаешь статью, действительность, с моей точки
зрения, выглядит немного иначе. Не будем сейчас вспоминать угнетенную Марту
Фрейд, которая для мужа выдавливала зубную пасту, или Альму Малер, которую ее
муж-композитор подзывал к себе свистком… Вспомню о том, что заставляет мириться
женщин даже развитых стран с этой самой «домашней работой», с этой «распыленностью»
по куче дел, с этой творческой нереализованностью…
Это называется «прошивка», дорогие дамы. Вот
есть психика, и она так работает. Если ее поменять на мужскую, получится либо «баба
комбат», либо нечто трансгендерное. Мужчина физически не может рожать, не может
сам успевать готовить-стирать-убирать и при этом не только воспитывать, но и
развивать детей, и уж конечно, при всем этом он не способен думать о
подсвечниках, салфетках, полотенчиках в цвет плитки в ванной, сезонных
декоративных подушках и прочем. Мужчины могут и должны делать совершенно другие
вещи, за которые мы их ценим.
Во-от! Вот та заноза, которая сидит почти в
каждой из нас. И во мне тоже. Мы не ценим того, что мы делаем. Мы не ценим
того, что нам дала природа. Мы постоянно доказываем мужчинам, что мы что-то
значим, что мы – лучше других, что надо выбрать нас, что все, что мы готовы
продуцировать, - это так, ерунда какая-то. И я в этом грешна, дорогие мои,
сознаюсь честно. Я откладываю книги, потому что, как одна из упомянутых в
статье женщин, считаю, что «натертые полы важнее, чем мои стихи». У меня – не натирка
полов и не стихи, но очень недалеко от этого. Моя организация времени страдает,
потому что у меня в сутках есть примерно 3,5 часа, пока дочки в школе. За это
время нужно убрать, постирать, приготовить еду (как минимум, обед и полдник,
часто – еще и ужин). С двумя детьми нужно проработать уроки (кто не в курсе,
двое детей – это на-амного больше, чем один ребенок). Я не делаю уроки с
девчатами, но проверяю, объясняю, часто вместе учим стихи или делаем творческие
задания – а «домашки» у них частенько разные, по вариантам. Третий ребенок,
слава богам, делает все сам, но если с ним какие-то «терки», то это покруче, нежели
воспитывать третьеклашек. Кроме того, девчат надо отвести на музыку или танцы,
этой самой музыкой позаниматься еще дома, почти каждый день.
Уборка-стирка-готовка на 5 человек при незаконченном ремонте и нехватке
банально мест для хранения… кто пережил, тот поймет. Продленки в нормальном
понимании этого слова у нас нет (для тех, кто сразу вспомнил о продленке), да и
я против нее. Не понимаю, вот честно, не понимаю, зачем рожать ребенка, чтобы
отправлять его на целый день в детсад, на целый день в школу с продленкой.
Скидывать на бабушку, если она есть в зоне доступа, опять же. Как-то лицемерно
звучит, когда мне говорят: «я люблю своего ребенка или своих детей, при этом я
вижу их два часа перед сном и час утром, пока все собираются куда-то уходить».
Творить ночью? Не вариант. Если не спать хотя
бы свой «прожиточный минимум», это очень быстро разрушает организм – в моем
далеко не юном возрасте.
Я согласна, есть случаи, когда нужно работать,
чтобы прокормиться. Если женщина одинока, нет помощи ниоткуда, тогда просто нет
выхода. Но я не рассматриваю сейчас подобные случаи. Я говорю о тех случаях,
когда женщина работает, потому что хочет шикарно одеться, поехать за границу,
погулять в ночном клубе, купить то, что не является предметом не то, что
первой, но даже третьей необходимости, вроде книжного шкафа.
Писала об искусстве, а закончила опять домом?
Да, дорогие дамы, все сводится к нему. Потому что сейчас, когда я не работаю, у
меня, несмотря даже на такой график, все же есть хоть небольшая возможность
творить и уже есть первые, хотя и весьма скромные результаты. Пока я работала
на официальной работе, тем более, преподавательской (со всеми вытекающими), мои
черновики так и валялись в ящике стола в виде разрозненных фантазий. Сейчас у
меня есть время для самообразования в сфере писательства, для эзотерики, для
ухода за собой. Его крохи – этого времени, но оно есть. Раньше, когда я была
солидной дамой, с работой, с одним ребенком, - как многие, у меня этого времени
– на себя, на свое творчество, на свое развитие – не было.
Вы скажете, есть куча домохозяек, которые ничего
не успевают, ничего не творят, сидят в кастрюлях и сериалах и выбираются на
улицу – только маникюр сделать да свитерок купить – себе или кому-то из
домашних. А я вам скажу странное: а что в этом плохого? Неужели вы хотите сказать,
что нестарый еще мужчина, который сидит на проходной завода, таким уж
интеллектуальным делом занят? Такой уж он самореализованный? И маляр? И
электрик? И тот же менеджер в фирме, который на самом деле – бегун и звонильщик
по телефону?
Никого не хочу обидеть, наоборот, уважая
мужскую работу, хочу напомнить и себе и вам об уважении к работе женской. Какой
бы она ни была. Не надо «все выше и выше, и выше»! Остановитесь, дорогие мои!
Вы уже молодец! Вы уже такая, какой вас сотворила Мать-Природа и сделали вы
сами, ваша семья и ваше общество! Хватит бежать! Хватит пытаться творить,
переделав тысячу и одно дело на работе, потом – дома, потом – еще где-то! Ваша
жизнь – уже творчество! Если вы хотите творить, сначала переделав все дела
рабочие, потом – домашние, я могу вас расстроить – не хватит у вас творческих сил.
Если ради чего-то пожертвуете семьей… не буду повторяться, я неоднократно
писала об этом.
Мне жаль, что я поняла это только недавно. И
очень хорошо, что я же поняла это наконец-то. Потому что вслед за этим приходит
понимание: жизнь – не университет, в котором мне непременно нужно сдать сессию
от такого-то числа до такого-то. Ничего не случится, если я об этом подумаю
завтра, а сделаю послезавтра. Ничего не случится, если я что-то вообще не
сделаю, - не успею сделать маникюр или испечь пирог, или даже написать книгу.
Потому что я – женщина. Я умею ждать. Дети растут, несколько лет - и сын
морщится, когда напоминаю ему надеть куртку или шапку. Ему уже настолько мама
не нужна, он уже готов к другой жизни. И мне сейчас жаль тех мам, которые
спохватываются лет в 13-14, а то и позже, что ребенка хорошо бы воспитать, а то
он «не такой». Сразу возникает вопрос: а где ты, мать, была, когда твоему
ребенку было 2, 3, 5, 7, даже 10 лет? Что было для тебя важнее, чем твой
ребенок (я сейчас не говорю о муже – недолюбленный и недоухоженный муж – совсем
другая история, заслуживающая отдельного поста)?
Кто-то напишет, что я пропагандирую сидение
дома. Не совсем. Я пропагандирую то самое, о чем, только другими словами,
написала автор статьи, о которой я вспоминала выше. Женщина – по сути своей –
Творец. И неважно, что она творит – вкусный пирог или симфонию для оркестра,
она должна оставаться женщиной – любимой, любящей, открытой, страстно
влюбленной в свою жизнь.
Дорогие мои, что для вас важнее этого? Тридцать
пятая помада? Модная юбка? Поездка куда-то, чтобы сделать селфи на фоне
каких-нибудь руин? Золото-бриллианты?
Все это кажется ценным, статусным, интересным
сейчас. Но останется ли оно таким спустя пять или десять лет? Оцените ли вы,
сидя в одиночестве на пенсии, свою фотку в тридцать на фоне Нотр-Дама или римских
развалин? На что уходит ваша жизнь?
Возвращаясь к ненаписанным шедеврам измученных
бытом и мужьями творческих женщин. Судить прошлое – глупое занятие, его уже не
изменишь. Но что мешает нам творить сейчас? Почему женщина выбирает подчиняться
деспоту-мужу или просто нормальному мужу, который скажет «не забивай себе
голову глупостями»? Почему она не скажет, что хочет творить, что это важно,
ждет депрессии или потихоньку спивается «кофе с коньячком» по поводу и без
повода?
Есть еще одна причина, дорогие мои. В каждом
деле есть этап «новичкам везет». Это когда у тебя получается первый свитер,
пишется первая или несколько первых книг, или еще что-нибудь. И ты вся такая, в
эйфории: я – наконец-то, мастер (писатель, кондитер, музыкант – да кто угодно)!
А после него ожидаемо начинается этап, когда надо поработать намного больше,
чем вначале. Потому что одно дело связать свитер для себя и совсем другое – на продажу
для чужого человека. То, что простят автору-новичку, раздражает, если видишь,
что у человека уже несколько книг. И так далее. Между прочим, многие мужчины
это прекрасно понимают, более того, для них это – в порядке вещей: погрузиться
в ремесло, наращивать обороты, немного потерпеть переходной этап. Но почти все
мои знакомые женщины сдуваются, как только приходит время «с удовольствием
поработать», причем независимо от того, чем именно надо заниматься. Вымыть пол –
аццкая работа. С детьми сделать уроки – наказание. Еду приготовить – ужос-ужос
(это в наше-то время духовок, мультиварок и прочей кухонной «начинки»), я вам –
не крестьянка крепостная, жрите макароны! Куда говорить о книге, о музыке, о
стихах, даже о ведении блога, подборке интересных материалов на любую тему.
Скажите мне, дорогие мои, какую работу вы
готовы делать с удовольствием? Почему домашняя работа, которая не требует ни
одного учебника, кроме кулинарной книги по праздникам и инструкций к бытовой
технике в день покупки, вызывает такую ненависть, такой ужас, как минимум –
раздражение и повод поныть? За что женщины, те самые исконные хранительницы
домашнего очага стали ненавидеть этот самый очаг? Уборка забирает много
времени? Есть куча рецептов, как навести порядок в доме. Но дело ведь не в них,
а в том, что в сердце. С одной стороны – влачить жалкое существование, когда
стихи разрывают душу, а женщина пашет на работе, дома, на даче, помогает
родителям, потому что больше некому, и потом ненавидящим взглядом смотрит на
всех. С другой – какая-то странная жалость к себе, когда закинуть одежду в
стиралку, суп в мультиварку, а посуду – в посудомоечную машину – это уже «напахалась,
как лошадь». И да, никто не может принудить вас насильно гладить мужу рубашки,
если вы ненавидите глажку и больше ничего в жизни не гладите. Честно))
P.S. Ну
и, в качестве постскриптума, не могу удержаться от эзотерического. Меня смешат
девушки-ролевички, играющие в независимых ото всех и вся ведьм, живущие даже в
своей квартире, как в общаге, и свято верящие, что их юность продлится, как
минимум, до сорока. Ведьма, дорогие дамы, - это не «шанели», не дорогие шмотки
и машины, не разрез до края чулка. Ведьма – это книги, это вечные ступка с
пестиком и котел (та же кастрюля, да), это метла – метущая-выметающая (тот же пылесос, ага), это очищенная вода, заговоренная с шепотком да с
молитвой, это испеченный своими руками хлеб, куском которого наедаешься на
полдня. В качестве заклинаний есть волшебные печки-духовки и
кастрюли-мультиварки, посудомоечные машины и роботы-пылесосы - такая магия и не
снилась нашим бабушкам))
Ведьма - это тихая песня – не напоказ, а
потому, что так правильно – «а как же иначе?»; это страсть в глазах, а не в доступном
теле - будь ты хоть в паранджу замотана, тебя заметят и запомнят. Не бывает настоящей
ведьмы без Дома, не бывает ведьмы, для которой ее домашний очаг не является
святыней и крепостью. Не бывает ведьмы без искусства – каким бы оно ни было. Хоть
стихи классиков читать, хоть на дуде играть – чего душа просит. Не бывает
ведьмы без творчества – хоть книги пиши, хоть смешбуки клей.
А если заменить слово «ведьма» на слова «творческая
женщина» - изменится ли что-то? Для меня – нет. Потому что, глядя в одинокие
глаза побитой собаки, которые наблюдаю у «звездных» дам, как говорится, состоявшихся
в жизни, - я не хочу такой доли ни себе, ни своим дочкам. Потому что я
счастлива, наконец-то найдя свое понимание истинных ценностей. Потому что, если
я решила творить – я нахожу на это время. Попробуйте творить что-то, что вам по
душе, хотя бы час-полтора в день, совершенствуясь и получая ни с чем не
сравнимое удовольствие и от процесса, и от результата, и вы поймете, что этот
час, на самом деле, - большой кусочище времени, это удовольствие – сродни самому
дорогому и изысканному чему-то, а энергия, которой вы наполняетесь, едва
капающая вначале, постепенно превратится в большой и сильный поток самой
настоящей магии. Женской магии.
Ваша Alkirija
Комментариев нет:
Отправить комментарий