воскресенье, 24 ноября 2019 г.

Намитка и обрус – немного малоизвестного о традициях…


…а также, почему то, что я наматываю на голову, вполне отвечает моему родному.

Когда я начала интересоваться традиционной народной одеждой, то обнаружила, что она, не успев появиться в недавний период возрождения, уже обросла кучей мифов, которые весьма успешно эксплуатируются в коммерции.
Итак, первый миф, который меня шокировал, - это миф о том, что символом народного костюма является вышиванка, то есть вышитая сорочка народного кроя. Этому мифу чуть более сотни лет, например, в Украине это – заслуга интеллигенции второй половины 19 века, которая хотела быть ближе к народу, собирала и записывала фольклор, народные обычаи и между тем ввела ношение вышиванки к цивильному костюму. Ярким представителем такой традиции был, например, Иван Франко, украинский писатель, который, как и многие образованные люди того времени, носил к деловой (европейского кроя) одежде вышитую сорочку.
Однако, на самом деле, вышиванку чужие не видели. Во-первых, в будни сорочка была вышита едва заметно – только обережные узоры на манжетах, горловине и подоле. Во-вторых, даже для мужчины выйти в сорочке из дому считалось неприличным. Не буду утомлять вас народными названиями, скажу, что мужчина должен был набросить на себя либо жилет (например, у гуцулов – кептар), либо свиту – нечто вроде демисезонного пальто. Чтобы женщина вышла из дому в заметной сорочке – такого быть не могло. На сорочку – непременно керсетка – то есть длинная приталенная жилетка, в будни – запаска (одежда в виде двух теплых фартуков на шнурочках, их завязывали либо спереди и сзади, либо по боках), либо (позже, в отдельных регионах) – юбка. Поверх этого – непременно фартук. В праздники – плахта. В будни украшений носили мало, но шея была полностью закрыта намиткой – о ней будет позже. На праздники – та же намитка, но иначе завязана, из полотна потоньше, и куча украшений на груди, которым бы позавидовали все аборигены Полинезий и Микронезий. Корали, намиста, дукачи, пацьорки, згарды… все это светилось, сверкало, звенело, и от той самой вышитой сорочки были видны только рукава, да и то - по праздникам летом.
Что же тогда является символом народного костюма? Вы не поверите! Фартук и головной убор. Вот те самые главные «флаги», по которым можно было опознать уроженку того или другого региона, ее семейный статус, и кучу другой, очень интересной информации. Вы скажете: опять про платки?
А вот и нет!))
Платок в качестве головного убора распространился только в 19 веке! А до этого тысячу лет были намитка или обрус. В русской традиции – наметка и убрус. Однако не нужно ставить между ними знак равенства, как это часто делают в сети.


Намитка (перемитка) – это длинный-предлинный рушник, длиной 3-5 м, шириной 30-70 см, как правило, - 45-50 (такую ширину позволял делать небольшой ткацкий станок). Его наматывали несколько раз вокруг головы, обматывая голову под подбородком или отдельно обматывая шею, либо делая такой себе «нижний снуд» - - широкую драпировку под подбородком. На самом деле, способом завязывания намитки – великое множество, и в каждом регионе они были свои.
В отличие от намитки, обрус – это прямоугольник более широкий и намного короче, чем намитка. Его не наматывали, а, как покрывало, набрасывали на голову и плечи. Ношение обруса восходит еще к княжескому периоду, а носили в Западной Украине намитки и обрусы еще в 20 веке, в некоторых районах – еще недавно. Размер обруса – примерно, как небольшая скатерть. Кстати, обрусом до сих пор в некоторых регионах называют праздничную льняную скатерть.
Есть еще один головной убор, который малоизвестен. У нас, в Прикарпатье, он назывался пИвка. Это большой полотняный четырехугольник с вышитой одной стороной. Его надевают так, чтобы вышивка была надо лбом. Что интересно, его было принято крахмалить, и тогда женщины очень напоминали древних египтянок))
Что интересно – намитки и обрусы никогда не были цветастыми. Они делались из полотна (конопляного, льняного), могла быть еле заметная вышивка-мережка на лбу и на узких концах намитки. Обрус был расшит более богато, но либо белым по белому, либо красным по белому (если считать белым цвет льна). Старенькие бабушки носили на узких концах тонкую вышивку черной нитью
Кто-то мне закинул, мол, все эти шапочки-подхиджабники, еврейские бархатные шапочки «бобо» и прочие «мочалки»-волюмайзеры – это, дескать «не наше». Вот я и решила разобраться, а какое оно – наше. На картинах, вроде как, в украинок – плоские затылки и платки, закрученные вокруг шеи. Так ли это было?
Давайте сравним:
1.      Арабский вариант повседневной намотки. Волосы зачесать, собрать резинкой\лентой в хвост. Нацепить волюмайзер на этот хвост, собирая его в «дульку». Сверху надеть шапочку «бони» (в виде трикотажной «трубы») или «амиру» (шапочка плюс нагрудник, закрывающий шею и область декольте). Поверх этого надевается хиджаб, то есть длинный широкий шарф или, реже, большой квадратный платок. Слово «хиджаб», кстати, обозначает «покрывало». Мусульманский хиджаб практически всегда однотонный, очень редко, только в некоторых районах носят платки с мелкими цветочками, но, думаю, это – недавняя традиция.
2.      Еврейский вариант намотки. Та же «дулька», та же шапочка «бони». Поверх этого – бархатная нижняя шапочка «бобо» с вшитым в дно волюмайзером. Поверх этого – бархатная же повязка на макушку, которая добавляет объем и не дает сползать ни нижней шапочке, ни тому, что будет накручено поверх нее. Сверху – шарф или длинный платок. У евреев, насколько я видела в сети, нет настолько строгого канона покрытия волос до последней волосинки, кроме того, нет (кроме самых ортодоксальных общин) закона насчет глухого закрытия шеи и зоны декольте, на многих фото и волосы выпущены, и надо лбом заметна линия волос. Сейчас носят такие интересные повязки в виде полу-платка, который прикрывает только половину головы, но это уже вопрос адаптации и порядков, принятых в конкретной общине.
3.      Украинский традиционный вариант (для замужних женщин). Волосы расчесать и собрать на кибалку. Это нечто вроде обруча – деревянного или тканевого, на который накручиваются волосы такой же «дулькой» (или косы), чтобы наверх надеть… нет, не намитку. ОчИпок. То есть чепец. В некоторых регионах был браный чепец – то есть чепец в виде широкой сетки, как на картинах европейских художников века эдак 16. А вот более традиционный очипок – это распространенный домашний головной убор с момента пробуждения и до момента отхода ко сну. Русские варианты – повойник или сорока. Смотрела я выкройку повойника – украинские мягкие очипки очень похожи.
Очипки были двух видов. Первый – мягкий очипок, повседневный. Его поддевали под намитку или, позже, под платок, потому что платки были очень дорогими и стирать их часто было нельзя. Второй – твердый очипок, который делали из самых дорогих тканей, которые могли себе позволить, вплоть до бархата и парчи. Такой очипок мог быть самостоятельным головным убором, его стирать было нельзя, так как в нем был каркас, и после стирки такой очипок мог потерять форму. Праздничный очипок – стеганая плотная шапочка с довольно широким околышем, поднятой «волной» надо лбом и собранным в узкие складки донышком.
Поверх очипка наматывалась намитка в несколько слоев, либо набрасывался обрус. Либо, как я уже писала, надевался платок. Что называется, почувствуйте разницу))

Зачем столько телодвижений на тему традиций, которые я, скажем честно, в наше время вряд ли смогу повторить. Во-первых, четыре метра тонкого льна (несшитого), - это немалая денежка. Если сюда добавить еще и очипок, пусть даже я его сошью сама – опять же денежка. Для того, чтобы носить намитку по правилам, нужно забыть о «шароварной» традиции украинского костюма и воссоздавать натуральный – полотняный, с запасками-плахтами, свитой или другими элементами народного костюма. То есть финансово это – весьма недешево. Второй «минус» - даже если я намотаю намитку по всем правилам и к ней надену цельный костюм, на улицах современного города я буду выглядеть, в лучшем случае, как исторический реконструктор, ну или как тетя из клуба самодеятельности.
Потому что…
Самый главный «минус» (к моему большому сожалению!) народного костюма, о котором все забывают, - это традиция УСЛОВИЙ его ношения. Следует помнить, что крестьянки от октября почти до апреля сидели дома. Им не нужно было десять нижних юбок, чулок, колготок и штанов в доме. Им не нужно было ездить в общественном транспорте, посещать лекции, ходить по магазинам (то есть надевать и снимать головной убор в помещении, например). На случай выхода к соседке надевалась свита, на нее – еще и кожух, еще один платок, сапоги и – короткими перебежками)). В гостях снимали только кожух, оставаясь в свите, так как, сами понимаете, до температуры 23 градуса комфорта в помещениях было о-очень далеко. К слову, зимняя одежда весила до 20 килограмм, так что, сами понимаете, в ней никто не бегал за маршруткой))
Более того, зимой, например, у нас в Карпатах, по словам Короля, женщине на улице вообще было нечего делать. Напомню, что гуцулки носили совершенно неприличные, по тем временам, юбки до колен (а попробуйте побегать в горах в юбке до пят), которые надевались на такие же укороченные сорочки, кроме них носили шерстяные носки и постолы. Так что зимой, когда снегом завалило дом по окна, от дома было две дорожки: одна – до ворот, вторая – к стайне (хлеву), причем и за скотом ходили, и доили коров очень часто мужчины. Делов-то))
А вот наша жизнь диктует нам главное условие – это мобильность. Под этим словом все мы понимаем совершенно разные понятия, но общее, все-таки, есть. Даже домохозяйка должна иметь возможность комфортно проехать в общественном транспорте, сходить в магазин, погулять с ребенком, раздеться в помещении. И, если в теплое время года можно намотать на голову шарфик и надеть длинную юбку еще можно, то в холодное время года, намотав на голове «вавилонскую башню», можно даже в магазине хлопнуться в обморок от перегрева.
О секретах ношения платков в зимнее время будет следующий пост, а здесь я хочу написать еще пару слов о своих выводах.
Итак, намитка и обрус в классическом льняном варианте требуют-таки классического народного костюма. Это существенно ограничивает область их применения, кроме того, довольно затратно. Попробовав намотать как намитку длинный тонкий палантин (хиджаб с Али), я получила образ шляхтянки 15 века, который непременно потребовал нижнего платья изо льна, верхнего бархатного, широченных рукавов, непременно симпатичного пажа рядом и охранника за спиной… Ну, вы понимаете))
Однако, я вполне допускаю, что на пенсии, дойдя до вожделенного домика с тыквами, я могу вернуться к этой идее и носить и те самые тканые юбки-запаски, и непременно – намитки. И гордо дефилировать по городу, приезжая за покупками, как «хранительница народной традиции» - кто знает))
А еще я вполне допускаю, что через полгода я найду тонкий лен и порпобую смастерить из него что-то, что будет вписываться в мой романтичний бохо-кэжуал))
Идем дальше. Очипок, он же – повойник. Судя по популярности на Ярмарке Мастеров и тому, что нечто похожее уже продается даже на Алиэкспрессе, вариант весьма интересный, если его шить не изо льна, а из более современных тканей (желательно, хотя бы наполовину натуральных), все же – голова, чтобы не парило. И носить как самостоятельный головной убор, с легким декором. Вариант весьма перспективный, и вполне может быть, после Нового года им займусь. Если кому-то интересно, пишите, буду делиться мыслями и ссылками.
В качестве повседневной «поддевалки» под шарфы-платки хорошо себя зарекомендовала шапочка-«бони», о которой я уже вам рассказывала. Ее можно купить, а можно сшить самой на обычной швейной машине из хлопкового трикотажа. Носить закрытую «амиру», если этого не требует ваша традиция, не нужно, но если на улице минус 20 и дальше, а шерстяные платки – они колючие… пожалуй, я не буду категорично отказываться от этой штуки, по крайне мере, там, где мне не нужно полностью снимать платок с головы. Вопрос шитья бархатной шапочки мною как раз рассматривается. Эта штука хоть и синтетическая, но зато не даст простудиться ушкам, а хлопковая «бони» под нее избавит от парникового эффекта.
Что касается льна. По своим характеристикам лен намного лучше подходит для ношения к телу, чем хлопок. Напомню, что шерстяные свитера, платки и все прочее нельзя носить к коже или на волосы, только на «подложку» - льняную или хотя бы хлопковую. Так что в качестве поддевалки под зимнюю длинную юбку и свитер можно порекомендовать наше, исконное, традиционное исподнее платье изо льна. Я недавно узнала о такой бесподобной вещи и уже внесла его в свой план на следующий год. Исподнее платье универсальное, его применение намного удобнее, чем традиционная вышиванка, крой которой диктовали не столько традиции, сколько бедность народа и отсутствие широких ткацких станков. Да и смотрится оно женственнее.
А что же платки? Спросите вы? Все эти прекрасные, с богатейшими цветочными узорами павловопосадские, эти тончайшие оренбургские, - ну и их аналоги в Украине, конечно?
Носить, конечно! Столько, сколько можно себе позволить купить, и столько, сколько захочется. Потому что женщина в платке, да еще и с интересной намоткой… Это таки женщина. Это – пани. Ко мне никто не обращается в транспорте «женщина, передайте за проезд». А «прошу пани». Не только из-за платка, впрочем))
Если хотите продолжения, пишите, комментируйте, можно еще и похвалить, мне будет приятно))

Ваша Alkirija



Комментариев нет:

Отправить комментарий