вторник, 22 января 2019 г.

Тыквы, духи и борщ


Этот пост был опубликован в других соцсетях к прошлому Самайну, но закину сюда, пусть будет в рубрике.

Здравствуйте, мои дорогие читатели,
все, кто еще заглядывает в мой дневничок, который, увы, намного реже стал радовать новыми постами. Этому есть несколько причин, о которых именно в этом посте писать я не буду. Ничего такого, наоборот, много хорошего, но забирающего кучу времени. Ну и увеличение активности в реале.
Для тех, кто хочет следить за моими мелкими новостями и настроениями, добро пожаловать в Инстаграм: alkirija.aileen, ну а тут я буду хоть изредка писать длинные посты для тех , кто все еще задает мне вопросы, или же делиться длинными размышлениями, которые в формат Инстаграм не вписываются.
Сегодня у меня назрело несколько мыслей по поводу Самайна/Хэллоуина. Сразу отвечу на главный вопрос. Нет, я не праздную Хэллоуин в его традиционном, «американском» виде. Никакого приглашения нечисти, никаких монстров, кровавого макияжа, гробов и пироженок в виде могил.
Опять же, основная причина этого – то, что те, кого зовут, могут и откликнуться. А принцип «живым – живое, кесарю – кесарево и прочая» - одно из важных правил техники безопасности для эзотерика. Не вижу потребности призывать потусторонний мир в свой дом, к себе и своим домочадцам, вообще не понимаю идеи, зачем тревожить то, что ушло.


Вторая причина – реинкарнация. Если брать в качестве точки отсчета идею о Стране Вечного Лета (кто в теме, тот поймет), в которой душа отдыхает перед следующим воплощением, причем недолго, то возникает вопрос: если, к примеру, прабабушка уже воплотилась (а достоверно это не известно никому, естественно), то откуда я ее дух вызывать буду, хм-м(( неужто из нового тела? Так за подобное прилететь может только так. Если же звать невоплощенных, то их есть либо из упомянутой Страны, либо неупокоенных. Тогда опять же вопрос: для чего? И что потом с этим делать?
Почему пишу об этом? Потому что даже в виккканских статьях порой нахожу «прекрасное», вроде приглашения всех духов с округи на самайновский ужин. Если приглашающий – «ролевик» без особой силы, прилезет парочка сущей, лярв поналезет, намусорят там нехило, ну и прочая. А если практик достаточно сильный? А если недалеко – больница, морг, какое-нибудь старое кладбище, замаскированное под советский парк отдыха, или прочие нефэншуйные места?
Заметьте, практик сильный и практик умный – две большие разницы. Я здесь не пишу о конкретной практике реального мага, который полностью отдает себе отчет в том, что именно он делает, для чего именно и что в конце он должен получить. Я, собственно, о праздновании Самайна, которым пестрит куча сайтов в Интернете.
Второе. Это касается всех, кто желает придерживаться традиции. Почему-то многие забывают, что для язычников древности их религия отражала их устройство жизни и способ мышления. Например, кельтская традиция отражала земледельческий цикл с элементами охотничьего. Например, три праздника Колеса Года – Лугнасад, Мабон и Самайн (Лунаса, Мэйбон, Саунь) – это три праздника урожая. Первого урожая – злаков (символ – хлеб, колосья и т.п.), второго – плодов (здесь – яблоки, виноград и прочее наземное), третьего – того, что в земле, то бишь корнеплодов (ну и символическую связь корнеплодов с миром мертвых нельзя оспорить, конечно).
Но! Если, к примеру, в других широтах не только на Лугнасад, но и на Мабон плетут кукурузные куколки, а у нас кукурузы в конце сентября уже днем с огнем не найдешь, должно ли это быть проблемой? Нет, конечно, речь идет о символике праздника. Отвечаем на вопрос, символом чего является кукурузная куколка (тут вопрос, каким боком она к Мабону, кукуруза считается символом Лугнасада, то бишь зерна, а не плодов. А ответ – потому что в Америке в это время кукуруза есть!))
Так вот, кукурузная куколка – символ богини урожая. То есть, любая обрядовая кукла, сделанная при помощи зерна, будет аналогом таковой, к примеру, кукла Крупеничка. А если кукол не хотите, любой мешочек, в который насыпано понемногу разного зерна из теперешнего урожая или же традиционная пшеница/рожь. Это можно считать равноценной заменой.
Но! Возникает вопрос, насколько именно в вашем образе мышления зерно ассоциируется с деньгами? Для представителей земледельческого цикла – таки да: полные амбары были символом выживания зимой, банального прокорма, и равнялись деньгам, которых у крестьян попросту не было. Другими словами, именно зерно было их «валютой». Что является символом жизни и богатства для вас?
Позитивная психология (здесь включается и эзотерика) учит, что нельзя желать денег напрямую. Деньги – лишь символ и инструмент для достижения цели, а работать, например, с визуализаций нужно, используя образы конкретных благ или выгод, которые вы хотите получить. Вот вам еще от специалиста: любой маркетолог знает, что он должен продать не товар, а некое благо или выгоду. То есть человеку нужна не зубная паста, а ухоженные, здоровые зубы. И именно обещание этой выгоды позволяет продавать товары и услуги. Что будет служить символом достатка именно для вас? Возможно, даже симоронское «капуста» - как овощ и как символ зеленых купюр? 
Представим себе, что вы живете в большом городе, у вас нет дачи, из всех растений – неубиваемый кактус возле компьютера, но при этом вы хотите праздновать правильно. Каким боком вас касается земледельческий цикл народов Севера? Или охотничьи ритуалы, если охота в наше время – не возможность пропитания, как это было для первобытных охотников, а хобби, причем далеко не для всех, - которое, кстати, та же Викка не поощряет нисколечко? К тем же традициям Самайна, например, относится обильный мясной пир. Все просто: в этом время забивали «лишний» скот, который крестьяне не могли прокормить зимой, или же детенышей – ягнят, козлят - которые просто не могли бы выжить суровой северной зимой. А ведь есть еще более серьезные моменты традиций праздника, вроде найденного мной в одном (переводном) тексте «воспойте возвращение мертвых к радости живущих» - лично меня подобное и вовсе настораживает.
Так что, дамы и господа, любимое мною выражение «гигиена мозга» опять включено в пост. Прежде, чем ритуалить, стоит подумать, что, для чего и главное – о технике безопасности.
Еще один пример на тему традиций. Часто пишут, мол, тыква на Самайн – зло, фу-фу, никаких тыкв в помине не было, это не аутентично, у кельтов была репка и турнепс (кормовая репка), так что давайте из репки вырезать Джека-Фонарщика. Прелестно, если учесть, что легенда о Джеке-Фонарщике на самом деле – христианская, с дьяволом и адом, и никакого отношения к Самайну, первое упоминание о котором (если не ошибаюсь) датируется 1 веком н.э., не имеет. А что имеет? А имеет место следующая традиция. На Самайн готовили т.н. «немой ужин», отдельно готовили пищу для живых и для мертвых. Беднота надевала репки на палки и стучали ими в двери добропорядочных граждан, имитируя визит духов, а уж граждане делились с ними частью «пищи для мертвых», такой вот своеобразный «откуп» от духов, бродящих по земле. Бедняки получали еду, а с ней и – по некоторым толкованиям – часть «провинностей» живых перед предками.
Кстати, подобные вещи существовали и на Руси, «подать на «спасибог» (отсюда – и «спасибо») означало не просто дать милостыню, а отдать нищему с деньгами и часть грехов, которые нищие, как благие люди, очищали, пропуская через себя. В Украине понимание этого обычая сохранилось до начала двадцатого века, а слово «спасибі» («спасибіг»), которое при Советском Союзе в словарях упоминалось наряду с «дякую» как синоним и даже употреблялось во многих литературных текстах, так и не укрепилось в обиходе. Кстати, это одна из причин того, почему многие эзотерики предпочитают использовать русское слово «спасибо» по минимуму, заменяя его «благодарю», которое в народе считается устаревшим.
Вернемся к Самайновским традициям. Собственно, от выпрашивания «пищи для мертвых» и происходит обычай просить (а в некоторых случая – даже вымогать)) конфеты на Хэллоуин (точно так же, как можно проследить путь пряничного человечка далеко в веках до человеческих жертвоприношений). Нужно ли это в Новом веке, эре Водолея и т.д. – решать каждому практику отдельно, особенно в контексте новых модных веяний – то есть празднования не Самайна, а Хэллоуина по американскому обычаю, в котором от кельтского Самайна осталось весьма немного.
А вот конкретно о тыкве напишу отдельно. Как мы знаем, тыква пришла в Европу из Америки. Другими общими символами американских традиций являются также кукуруза и подсолнечник. То есть – наземные плоды (я не историк, но у меня сложилось впечатление, что коренные американцы не жаловали корнеплоды, в отличие от европейцев). Самайн – праздник Третьего урожая, связан с Темным временем года, уходом Бога в мир мертвых и т.д., то есть связан с землей, и его символом, в первую очередь, являются корнеплоды. Та же репка у кельтов. Замену репки на тыкву для Самайна лично я не считаю оправданной: если учесть, что в природной магии каждое растение имеет свою корреспонденцию, то есть связано с некой стихией, часто – посвящено конкретному богу или богине и т.п., то замена репки – корнеплода, на тыкву, которая по сути своей является тыквиной, то есть разновидностью плодов, и соответственно несет иную энергетику, нецелесообразна.
Однако, стоит учитывать, что в своей городской жизни репку я видела исключительно на картинках к одноименной детской сказке. Поэтому я уверена, что замена репки на ту же свеклу будет более оправданной, чем на тыкву. Совпадает то, что и репка, и свекла – корнеплоды и не только. О символике борща в контексте праздника урожая, думаю, можно не писать, а вот о связи с миром мертвых, например, говорит обычай готовить борщ на поминках в Украине и поверье, что с паром от борща отлетает душа умершего. Это только пример, который, однако, имеет связи с Великобританией, где свеклу очень уважали, почти как кельты – репку.
По поводу жутких, но симпатичных вырезанных тыковок. Это забавно, не спорю. Это растиражировано на всем, что имеет отношение к Хэллоуину и на половине всего, что имеет отношение к Самайну. Но Самайн – не карнавал со страшными масками и кучей сладостей, а праздник Колеса года, с совершенно другими задачами и энергетикой. Относиться ли к нему настолько серьезно? Опять же, зависит от личных задач. Лично мое мнение: не стоит шутить или быть неосторожным с вещами, могущими повлиять на жизнь вашу, близких людей, на ваше будущее. Дело ведь не в оранжевом овоще с семечками, вы же понимаете. Лично я тыкву в доме очень уважаю, настолько, что, попадая на мою кухню, она в качестве декора не задерживается, съедается подчистую. Но хлорировать ее от плесени, проветривать на балконе, очищать и вырезать гримасу-символ из христианской сказки я, пожалуй, воздержусь. Ко всему этому я придерживаюсь традиций, распространенных в украинской и русской ритуально-обрядовой традиции, а именно – не рисовать лица обрядовым куклам. Потому что лица на ритуальных вещах – это совсем другой вид магии.

В конце поста – традиционное: все написанное – лишь мое субъективное мнение, на полную достоверность не претендую и вообще – захотелось поделиться, вдруг кому интересно будет.

Ваша Alkirija



Комментариев нет:

Отправить комментарий