Этот пост был опубликован в других соцсетях к прошлому
Самайну, но закину сюда, пусть будет в рубрике.
Здравствуйте, мои дорогие читатели,
все, кто еще
заглядывает в мой дневничок, который, увы, намного реже стал радовать новыми
постами. Этому есть несколько причин, о которых именно в этом посте писать я не
буду. Ничего такого, наоборот, много хорошего, но забирающего кучу времени. Ну
и увеличение активности в реале.
Для тех, кто хочет
следить за моими мелкими новостями и настроениями, добро пожаловать в
Инстаграм: alkirija.aileen, ну а тут я буду
хоть изредка писать длинные посты для тех , кто все еще задает мне вопросы, или
же делиться длинными размышлениями, которые в формат Инстаграм не вписываются.
Сегодня у меня
назрело несколько мыслей по поводу Самайна/Хэллоуина. Сразу отвечу на главный
вопрос. Нет, я не праздную Хэллоуин в его традиционном, «американском» виде.
Никакого приглашения нечисти, никаких монстров, кровавого макияжа, гробов и
пироженок в виде могил.
Опять же, основная
причина этого – то, что те, кого зовут, могут и откликнуться. А принцип «живым
– живое, кесарю – кесарево и прочая» - одно из важных правил техники безопасности
для эзотерика. Не вижу потребности призывать потусторонний мир в свой дом, к
себе и своим домочадцам, вообще не понимаю идеи, зачем тревожить то, что ушло.
Вторая причина –
реинкарнация. Если брать в качестве точки отсчета идею о Стране Вечного Лета
(кто в теме, тот поймет), в которой душа отдыхает перед следующим воплощением,
причем недолго, то возникает вопрос: если, к примеру, прабабушка уже
воплотилась (а достоверно это не известно никому, естественно), то откуда я ее
дух вызывать буду, хм-м(( неужто из нового тела? Так за подобное прилететь
может только так. Если же звать невоплощенных, то их есть либо из упомянутой
Страны, либо неупокоенных. Тогда опять же вопрос: для чего? И что потом с этим
делать?
Почему пишу об
этом? Потому что даже в виккканских статьях порой нахожу «прекрасное», вроде
приглашения всех духов с округи на самайновский ужин. Если приглашающий –
«ролевик» без особой силы, прилезет парочка сущей, лярв поналезет, намусорят
там нехило, ну и прочая. А если практик достаточно сильный? А если недалеко –
больница, морг, какое-нибудь старое кладбище, замаскированное под советский
парк отдыха, или прочие нефэншуйные места?
Заметьте, практик
сильный и практик умный – две большие разницы. Я здесь не пишу о конкретной
практике реального мага, который полностью отдает себе отчет в том, что именно
он делает, для чего именно и что в конце он должен получить. Я, собственно, о
праздновании Самайна, которым пестрит куча сайтов в Интернете.
Второе. Это
касается всех, кто желает придерживаться традиции. Почему-то многие забывают,
что для язычников древности их религия отражала их устройство жизни и способ
мышления. Например, кельтская традиция отражала земледельческий цикл с
элементами охотничьего. Например, три праздника Колеса Года – Лугнасад, Мабон и
Самайн (Лунаса, Мэйбон, Саунь) – это три праздника урожая. Первого урожая –
злаков (символ – хлеб, колосья и т.п.), второго – плодов (здесь – яблоки,
виноград и прочее наземное), третьего – того, что в земле, то бишь корнеплодов
(ну и символическую связь корнеплодов с миром мертвых нельзя оспорить,
конечно).
Но! Если, к
примеру, в других широтах не только на Лугнасад, но и на Мабон плетут
кукурузные куколки, а у нас кукурузы в конце сентября уже днем с огнем не
найдешь, должно ли это быть проблемой? Нет, конечно, речь идет о символике
праздника. Отвечаем на вопрос, символом чего является кукурузная куколка (тут
вопрос, каким боком она к Мабону, кукуруза считается символом Лугнасада, то
бишь зерна, а не плодов. А ответ – потому что в Америке в это время кукуруза
есть!))
Так вот, кукурузная
куколка – символ богини урожая. То есть, любая обрядовая кукла, сделанная при
помощи зерна, будет аналогом таковой, к примеру, кукла Крупеничка. А если кукол
не хотите, любой мешочек, в который насыпано понемногу разного зерна из
теперешнего урожая или же традиционная пшеница/рожь. Это можно считать
равноценной заменой.
Но! Возникает
вопрос, насколько именно в вашем образе мышления зерно ассоциируется с
деньгами? Для представителей земледельческого цикла – таки да: полные амбары
были символом выживания зимой, банального прокорма, и равнялись деньгам,
которых у крестьян попросту не было. Другими словами, именно зерно было их
«валютой». Что является символом жизни и богатства для вас?
Позитивная
психология (здесь включается и эзотерика) учит, что нельзя желать денег
напрямую. Деньги – лишь символ и инструмент для достижения цели, а работать,
например, с визуализаций нужно, используя образы конкретных благ или выгод,
которые вы хотите получить. Вот вам еще от специалиста: любой маркетолог знает,
что он должен продать не товар, а некое благо или выгоду. То есть человеку
нужна не зубная паста, а ухоженные, здоровые зубы. И именно обещание этой
выгоды позволяет продавать товары и услуги. Что будет служить символом достатка
именно для вас? Возможно, даже симоронское «капуста» - как овощ и как символ
зеленых купюр?
Представим себе,
что вы живете в большом городе, у вас нет дачи, из всех растений – неубиваемый
кактус возле компьютера, но при этом вы хотите праздновать правильно. Каким
боком вас касается земледельческий цикл народов Севера? Или охотничьи ритуалы,
если охота в наше время – не возможность пропитания, как это было для
первобытных охотников, а хобби, причем далеко не для всех, - которое, кстати,
та же Викка не поощряет нисколечко? К тем же традициям Самайна, например,
относится обильный мясной пир. Все просто: в этом время забивали «лишний» скот,
который крестьяне не могли прокормить зимой, или же детенышей – ягнят, козлят -
которые просто не могли бы выжить суровой северной зимой. А ведь есть еще более
серьезные моменты традиций праздника, вроде найденного мной в одном
(переводном) тексте «воспойте возвращение мертвых к радости живущих» - лично
меня подобное и вовсе настораживает.
Так что, дамы и
господа, любимое мною выражение «гигиена мозга» опять включено в пост. Прежде,
чем ритуалить, стоит подумать, что, для чего и главное – о технике
безопасности.
Еще один пример на
тему традиций. Часто пишут, мол, тыква на Самайн – зло, фу-фу, никаких тыкв в
помине не было, это не аутентично, у кельтов была репка и турнепс (кормовая
репка), так что давайте из репки вырезать Джека-Фонарщика. Прелестно, если
учесть, что легенда о Джеке-Фонарщике на самом деле – христианская, с дьяволом
и адом, и никакого отношения к Самайну, первое упоминание о котором (если не
ошибаюсь) датируется 1 веком н.э., не имеет. А что имеет? А имеет место
следующая традиция. На Самайн готовили т.н. «немой ужин», отдельно готовили
пищу для живых и для мертвых. Беднота надевала репки на палки и стучали ими в
двери добропорядочных граждан, имитируя визит духов, а уж граждане делились с
ними частью «пищи для мертвых», такой вот своеобразный «откуп» от духов,
бродящих по земле. Бедняки получали еду, а с ней и – по некоторым толкованиям –
часть «провинностей» живых перед предками.
Кстати, подобные
вещи существовали и на Руси, «подать на «спасибог» (отсюда – и «спасибо»)
означало не просто дать милостыню, а отдать нищему с деньгами и часть грехов,
которые нищие, как благие люди, очищали, пропуская через себя. В Украине
понимание этого обычая сохранилось до начала двадцатого века, а слово «спасибі»
(«спасибіг»), которое при Советском Союзе в словарях упоминалось наряду с
«дякую» как синоним и даже употреблялось во многих литературных текстах, так и
не укрепилось в обиходе. Кстати, это одна из причин того, почему многие
эзотерики предпочитают использовать русское слово «спасибо» по минимуму,
заменяя его «благодарю», которое в народе считается устаревшим.
Вернемся к
Самайновским традициям. Собственно, от выпрашивания «пищи для мертвых» и
происходит обычай просить (а в некоторых случая – даже вымогать)) конфеты на
Хэллоуин (точно так же, как можно проследить путь пряничного человечка далеко в
веках до человеческих жертвоприношений). Нужно ли это в Новом веке, эре Водолея
и т.д. – решать каждому практику отдельно, особенно в контексте новых модных
веяний – то есть празднования не Самайна, а Хэллоуина по американскому обычаю,
в котором от кельтского Самайна осталось весьма немного.
А вот конкретно о
тыкве напишу отдельно. Как мы знаем, тыква пришла в Европу из Америки. Другими
общими символами американских традиций являются также кукуруза и подсолнечник.
То есть – наземные плоды (я не историк, но у меня сложилось впечатление, что
коренные американцы не жаловали корнеплоды, в отличие от европейцев). Самайн –
праздник Третьего урожая, связан с Темным временем года, уходом Бога в мир
мертвых и т.д., то есть связан с землей, и его символом, в первую очередь, являются
корнеплоды. Та же репка у кельтов. Замену репки на тыкву для Самайна лично я не
считаю оправданной: если учесть, что в природной магии каждое растение имеет
свою корреспонденцию, то есть связано с некой стихией, часто – посвящено
конкретному богу или богине и т.п., то замена репки – корнеплода, на тыкву,
которая по сути своей является тыквиной, то есть разновидностью плодов, и
соответственно несет иную энергетику, нецелесообразна.
Однако, стоит
учитывать, что в своей городской жизни репку я видела исключительно на
картинках к одноименной детской сказке. Поэтому я уверена, что замена репки на
ту же свеклу будет более оправданной, чем на тыкву. Совпадает то, что и репка,
и свекла – корнеплоды и не только. О символике борща в контексте праздника
урожая, думаю, можно не писать, а вот о связи с миром мертвых, например,
говорит обычай готовить борщ на поминках в Украине и поверье, что с паром от
борща отлетает душа умершего. Это только пример, который, однако, имеет связи с
Великобританией, где свеклу очень уважали, почти как кельты – репку.
По поводу жутких,
но симпатичных вырезанных тыковок. Это забавно, не спорю. Это растиражировано
на всем, что имеет отношение к Хэллоуину и на половине всего, что имеет
отношение к Самайну. Но Самайн – не карнавал со страшными масками и кучей
сладостей, а праздник Колеса года, с совершенно другими задачами и энергетикой.
Относиться ли к нему настолько серьезно? Опять же, зависит от личных задач.
Лично мое мнение: не стоит шутить или быть неосторожным с вещами, могущими повлиять
на жизнь вашу, близких людей, на ваше будущее. Дело ведь не в оранжевом овоще с
семечками, вы же понимаете. Лично я тыкву в доме очень уважаю, настолько, что,
попадая на мою кухню, она в качестве декора не задерживается, съедается
подчистую. Но хлорировать ее от плесени, проветривать на балконе, очищать и
вырезать гримасу-символ из христианской сказки я, пожалуй, воздержусь. Ко всему
этому я придерживаюсь традиций, распространенных в украинской и русской
ритуально-обрядовой традиции, а именно – не рисовать лица обрядовым куклам.
Потому что лица на ритуальных вещах – это совсем другой вид магии.
В конце поста – традиционное: все написанное – лишь мое
субъективное мнение, на полную достоверность не претендую и вообще – захотелось
поделиться, вдруг кому интересно будет.
Ваша Alkirija
Комментариев нет:
Отправить комментарий